Обращение Председателя Совета директоровROS AGRO PLC
Уважаемые акционеры!
Совет директоров высоко оценивает итоги деятельности «Русагро»
В 2021 году топ-менеджмент «Русагро» продемонстрировал отличную работу по реализации стратегических целей Компании. За год «Русагро» закрепила свой статус крупнейшего вертикально интегрированного и диверсифицированного российского агрохолдинга, запустила свиноводческий кластер в Приморском крае, увеличила экспортные поставки целого ряда категорий продукции, сохранила позиции на розничном рынке, улучшила качество человеческого капитала и значительно продвинулась в автоматизации и цифровизации всех бизнес-процессов. В отчетном периоде «Русагро» впервые выпустила ESG-отчет по международным стандартам и взялась за разработку своей первой стратегии устойчивого развития.
На сегодня «Русагро» является крупнейшим в России производителем подсолнечного масла и потребительского маргарина, занимает второе место среди российских производителей промышленных жиров и майонезов, третье место среди производителей сахара и четвертое место среди производителей свинины с совсем небольшим отрывом от третьего места (0,6 тыс. тонн). По размеру банка сельскохозяйственных земель «Русагро» занимает четвертое место среди топ-землевладельцев России.
Компания является успешным игроком не только на рынке промышленных товаров, но и в розничном сегменте. Так, бренды сахара «Русагро» («Русский сахар», «Чайкофский», «Хороший» и Mon Café) занимают 48 % российского рынка белого кускового сахара, а бренд «Брауни» – 28 % рынка коричневого кускового сахара. Бренды масложировой продукции имеют значительную долю на локальных рынках: на Урале брендом майонеза № 1 с долей 42 % является «Провансаль ЕЖК», а брендом маргарина № 1 с долей 59 % – «Щедрое лето». Бренд «Слово мясника» занимает пока только пятое место на рынке России, но ежегодно наращивает свою долю (9 % в 2021 году).
В целях повышения конкурентоспособности «Русагро» выделяет значительные ресурсы на реализацию стратегии цифровой трансформации и поиск инновационных решений в области передовых технологий. Для улучшения качества управления этими ресурсами в 2021 году была проведена централизация
В 2021 году «Русагро» достигла заметных успехов и в развитии человеческого капитала, что является неотъемлемой частью обеспечения устойчивости бизнеса. Положительные результаты стали возможны благодаря целенаправленному увеличению объема инвестиций – за последние пять лет они выросли с 2,6 млн до 17,1 млн руб. Средства были вложены в различные проекты по улучшению системы обучения и развития сотрудников и ее автоматизации. Так, за последний год удалось в два раза увеличить количество пройденных
Стремясь разделить успех «Русагро», по рекомендации Совета директоров по итогам первых шести месяцев 2021 года был выплачен рекордный уровень дивидендов в размере 8,8 млрд руб. (119,7 млн долл. США), или 65,0 руб. за одну ГДР (0,89 долл. США за одну ГДР). В сентябре 2021 года Совет директоров также принял решение об увеличении минимального уровня выплат дивидендов с 25 до 50 % от чистой прибыли Компании.
Вадим Мошкович Председатель Совета директоров ROS AGRO PLC до 10 марта 2022 года
Обращение Генерального директора ООО «Группа Компаний «Русагро»
В отчетном периоде «Русагро» достигла следующих результатов скорректированной прибыли до выплаты налогов и амортизации (EBITDA) в разрезе основных бизнес-направлений.
- По результатам года самым доходным бизнесом стало сельскохозяйственное направление – оно принесло 48 % EBITDA «Русагро» до учета межсегментных элиминаций и доходов от прочей деятельности, достигнув 23,3 млрд руб. (+53 % по сравнению с 2020 годом). Рост выручки на 22 % (до 41,9 млрд руб.) при относительно стабильной себестоимости позволил достигнуть рентабельности по году на уровне 56 % (44 % в 2020 году). Драйверами выручки стали положительная динамика рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и увеличение объемов продаж сахарной свеклы и пшеницы.
- Масложировой бизнес, крупнейший по размеру выручки бизнес Компании (51 % от выручки «Русагро» до учета межсегментных элиминаций и доходов от прочей деятельности), показал увеличение EBITDA на 36 % – до 12,8 млрд руб. Этому способствовал рост выручки на 57 % (до 125,2 млрд руб.) за счет продаж масла наливом, промышленных жиров и продукции молокоперерабатывающих заводов, положительный эффект от которого был частично снижен более высоким темпом роста расходов на сырье. Показатель рентабельности по скорректированной EBITDA сократился на 2
п.п. – до 10 %. - После периода сокращения прибыли, продлившегося с 2017 по 2019 год, сахарное бизнес-направление второй год подряд показывает восстановление данного показателя. В 2021 году EBITDA выросла на 41 % и достигла значения на уровне 9,0 млрд руб. Это стало возможным благодаря росту выручки на 29 % (до 36,4 млрд руб.) и улучшению рентабельности по EBITDA на 2
п.п. (до 25 %) на фоне более медленного темпа роста затрат на закупку сахарной свеклы по сравнению с темпом роста выручки. - Мясное бизнес-направление стало единственным бизнесом Компании, который столкнулся в 2021 году со снижением прибыли. В наибольшей мере это было связано с ростом затрат на корма и ветеринарию и расходами на запуск свиноводческого кластера в Приморском крае, который выйдет на производственные мощности только в течение следующих нескольких лет. В результате этого, несмотря на рост выручки на 22 % (до 39,6 млрд руб.), показатель EBITDA уменьшился на 9 % – до 5,9 млрд руб., рентабельность – на 5
п.п. (до 15 %).
В 2021 году «Русагро» продолжила развивать экспортные направления, достигнув экспортной выручки в размере 65,6 млрд руб., но вынуждена была сократить долю выручки от экспортных операций с 32 до 29 %. Это было связано с действующими в течение года ограничениями на экспорт сельскохозяйственной продукции и сырого подсолнечного масла, а также высоким локальным спросом на сахар и его побочные продукты ввиду сокращения объемов производства сахара в России. В результате этого экспортная выручка сельскохозяйственного бизнеса уменьшилась на 83 % (до 1,1 млрд руб.), сахарного – на 34 % (до 3,7 млрд руб.). Тем временем Компании удалось увеличить выручку от экспорта продукции масложирового и мясного бизнеса – на 59 и 47 % соответственно. Несмотря на экспортные квоты на сырое подсолнечное масло и снижение спроса на потребительскую масложировую продукцию в ключевых странах-покупателях, масложировой сегмент снова показал самую большую среди других бизнесов Компании долю экспортной выручки (44 %).
Для реализации стратегии развития и поддержания существующего бизнеса в 2021 году «Русагро» инвестировала 13,8 млрд руб. – в отсутствие новых крупных проектов капитальные затраты сократились на 2 % по сравнению спрошлым годом. Больше половины выделенных средств (58 %) было вложено в мясной бизнес, где Компания продолжала инвестировать в строительство кластера по производству свинины в Приморском крае, объекты которого были запущены в течение 2021 года. В сельскохозяйственном бизнесе, куда было направлено 2,7 млрд руб., значительная часть инвестиций пошла на приобретение техники для работы на новом земельном массиве в Саратовской области и реализацию проекта по устройству растворных узлов в Центральном регионе. Инвестиции в масложировой и сахарный бизнес составили 2,1 млрд и 1,0 млрд руб. соответственно.
Для реализации стратегических приоритетов и развития бизнеса мы запланировали на 2022 год рост капитальных затрат. В частности, завершение инвестиций в строительство свиноводческого кластера в Приморье, расширение мощности маслоэкстракционных заводов и увеличение парка сельскохозяйственной техники. Однако в конце февраля 2022 года Россия столкнулась с беспрецедентными санкциями, последствия которых требуют пересмотра дальнейшей инвестиционной программы и стратегических планов Компании.
Максим Басов Генеральный директор ООО «Группа Компаний «Русагро» до 31 декабря 2021 года, Председатель Совета директоров ROS AGRO PLC с 10 марта 2022 года
Стратегия развития
Миссия Компании: «Сделаем жизнь людей дольше и лучше»
Стратегическая цель бизнеса «Русагро» – рост доходов акционеров в рамках реализации миссии «Сделаем жизнь людей дольше и лучше». Для достижения поставленной цели в 2008 году Совет директоров утвердил стратегическую концепцию «от поля до полки», реализация которой основывается на вертикально интегрированной модели бизнеса Компании в области производства продуктов питания.
Стратегия «Русагро» и входящих в ее состав бизнес-единиц разрабатывается на пятилетний период и ежегодно пересматривается Советом директоров. Это позволяет менять направления усилий в соответствии с изменениями внешней среды, эффективно распределяя финансовые и человеческие ресурсы. Успех реализации стратегии Компании основывается на долгосрочных приоритетах и на отличительном качестве инвестиционного процесса, который обеспечивает высокий возврат на акционерный капитал.
В 2021 году «Русагро» приняла решение о разработке стратегии устойчивого развития Компании, целью которой станут поддержание стабильного роста, создание большей ценности для всех заинтересованных сторон и увеличение прозрачности нефинансовой информации о деятельности Компании. В 2022 году Компания планирует завершить подготовку данной стратегии. По результатам работ планируется расширить список стратегических приоритетов «Русагро» и адаптировать систему корпоративного управления для их успешной реализации.
Стратегия «Русагро» является конфиденциальным документом, и ее целевые показатели не подлежат публичному раскрытию, так как это несет существенные риски и может помешать успеху Компании. В целях демонстрации успехов Компании в реализации ключевых приоритетов в Годовом отчете приводится оценка результатов за период стратегического планирования, составляющий пять лет.
Ключевые приоритеты стратегии развития «Русагро»
ИНВЕСТИЦИИ
В 2021 году в реализацию поставленных целей «Русагро» инвестировала 13,8 млрд руб., они пошли как на проекты поддержания существующих активов, так и на их развитие. Объем инвестиций по сравнению с 2020 годом сократился незначительно – на 2 %. Наибольшая часть средств (58 %, или 8,1 млрд руб.) в отчетном периоде была направлена на мясное бизнес-направление, где продолжалось строительство кластера в Приморском крае. В сельскохозяйственный бизнес «Русагро» инвестировала 19 % бюджета (2,7 млрд руб.) – на 0,7 млрд руб. больше, чем годом ранее, поскольку в результате расширения земельного банка понадобилась дополнительная техника. В отчетном периоде Компания также увеличила инвестиции в масложировой сегмент – с 1,8
Результаты реализации стратегии за 2017–2021 годы
Расширение бизнеса
Сельскохозяйственный бизнес
В 2021 году «Русагро» достигла рекордного размера площади сельскохозяйственных земель – 689 тыс. га. Последние пять лет ключевыми задачами в рамках приоритета по расширению бизнеса, помимо непосредственного расширения земельного банка, являлись сохранение эффективных пахотных земель и сокращение земель, непригодных для возделывания культур. По результатам 2021 года пахотные земли составили 88 % земель «Русагро» в сравнении с 84 % в 2017 году.
Масложировой бизнес
За последние пять лет «Русагро» значительно расширила мощности производства масложировой продукции и заняла ведущие позиции в России. В 2019 году Компания взяла в аренду и постепенно выкупила принадлежащие «Солнечным продуктам» два маслоэкстракционных завода и один масложировой комбинат. Это позволило увеличить выпуск растительного масла в четыре раза, промышленных жиров – в тринадцать раз, бутилированного масла – в одиннадцать раз.
Мясной бизнес
Стремясь сохранить долю на растущем рынке и создать задел на развитие экспорта свиноводческой продукции, в течение 2017−2021 годов «Русагро» инвестировала в расширение производства свинины в Тамбовской области, создание вертикально интегрированного кластера в Приморском крае и приобретение активов «Капитал-Агро» в Белгородской области. Это позволило увеличить производство свинины в живом весе на 49 % – с 207 тыс. до 309 тыс. тонн.
Сахарный бизнес
На фоне ограниченных возможностей по расширению сахарного бизнеса последние пять лет «Русагро» сосредоточилась на улучшении производительности своих заводов и сокращении потерь сахара. В 2018 году она провела модернизацию двух сахарных заводов, увеличив их мощность на 8 %. А в 2017 и 2019 годах запустила две станции обессахаривания мелассы, которые позволяют дополнительно вырабатывать более 100 тыс. тонн сахара из того же объема свеклы.
Развитие розничных продаж и брендов
Масложировой бизнес
Основной задачей масложирового бизнеса «Русагро» является сохранение ведущих позиций брендов в домашних регионах. В 2021 году на Урале бренд «Провансаль ЕЖК» занял первое место на рынке майонеза, а бренд «Щедрое лето» — первое место на рынке потребительского маргарина. В Москве второе место на рынке майонеза у бренда «Московский провансаль», появившегося в портфеле брендов «Русагро» в 2019 году.
Источник: AC Nielsen за январь – декабрь 2021 года
Мясной бизнес
После запуска собственного бренда в конце 2016 года «Русагро» планомерно увеличивала выпуск потребительской свиной продукции под собственным брендом. По результатам 2021 года объем продаж охлажденных полуфабрикатов под брендом «Слово мясника» за последние пять лет вырос с 3 тыс. до 23 тыс. тонн, а доля на рынке свиных полуфабрикатов (в том числе с добавлением других видов мяса) – с 2 до 9
Источник: AC Nielsen, январь – декабрь 2021 года
Сахарный бизнес
«Русагро» уже много лет является лидером на российском розничном рынке сахара. Бренды «Русский сахар» и «Чайкофский» занимают первое и второе место на рынке белого кускового сахара, «Брауни» – первое место на рынке коричневого кускового сахара. Суммарная доля брендов на рынке белого кускового сахара составляет 48 %, а «Брауни» занимает 28 % на рынке коричневого кускового
Внедрение технологий и инноваций
В целях внедрения систем автоматизации и разработки инновационных решений по оптимизации производственных процессов в каждом бизнес-направлении «Русагро» утверждена стратегия цифровой трансформации, являющаяся неотъемлемой частью общей стратегии развития каждого бизнеса. Единой целью стратегии цифровой трансформации для всех бизнесов Компании является повышение прибыли за счет сокращения затрат, улучшения контроля рисков и повышения производительности благодаря снижению человеческого фактора и увеличения качества принимаемых решений.
Для успешной реализации следующих этапов стратегий в 2021 году было принято решение централизовать ИТ-службу и создать компанию «Русагро-Технологии». Также в целях поддержки задач Компании в части работы с такими технологиями, как компьютерное зрение, была создана Служба математического моделирования – на конец года в команде работало 10 человек и было 22 проекта в разработке.